В 2019 г. ИСП РАН отметил юбилей: 25 января исполнилось 25 лет с того дня, как академик В.П. Иванников основал Институт системного программирования, который стал ведущим центром компетенций в этой области в России. В основе экосистемы ИСП РАН — научная школа, которая создавалась ещё в 1960-1970 гг. в ИТМиВТ под руководством академика С.А. Лебедева. Бизнес-моделью стал «треугольник знаний», объединяющий образование, исследования и инновации (известный также как «модель Физтеха»).
Несмотря на универсальность этой модели, её успешная реализация существенно зависит от ряда факторов – например, экономических. Первое пятилетие после создания Института все усилия были направлены на сохранение научной школы и способности к воспроизведению кадров высшей квалификации. Несмотря на колоссальные проблемы 1990-х и смену 80% сотрудников ИСП РАН в связи с массовой «утечкой мозгов» из страны, наша бизнес-модель показала свою жизнеспособность. Мы продолжали работать в нескольких направлениях, разрабатывая компиляторные технологии, операционные системы и базы данных; старались сохранить и увеличить поток студентов из МГУ и МФТИ. С самого начала мы широко использовали свободное программное обеспечение как базу для долгосрочного конкурентоспособного развития.
Всё это помогло нам найти зарубежных заказчиков и заключить первые контракты с крупными индустриальными партнёрами — например, с канадской компанией Nortel Networks Corporation. Вместе мы реализовали ряд исследовательских проектов — в частности, в области формальной верификации программ. Постепенно мы выработали правильную модель международного сотрудничества, позволяющую нам получать финансовую поддержку фундаментальных исследований и обратную связь от индустрии.
В начале 2000-х гг. самое сложное время закончилось, и у Института начался период стабилизации. Здесь бизнес-модель ИСП РАН продемонстрировала не только устойчивость, но и способность к быстрому развитию. Заработанная репутация позволила нам привлечь новых партнёров: Intel, HP, Dell. Мы стали активно развивать новые научные направления: анализ программ на уязвимости, анализ бинарного кода, естественных языков, позже — анализ социальных сетей. Сформировался устойчивый коллектив. К 2009 г. число сотрудников ИСП РАН превысило 150 человек, средняя зарплата — 47 тысяч рублей (против 22 тысяч в 2003 г.), а доля договорных работ — 73%. Экосистема ИСП РАН перешла на новый уровень: в 2008-2009 гг. у нас начался период роста.
За прошедшие десять лет ИСП РАН продемонстрировал успешный трансфер знаний и технологий за рамки Института. Постепенно мы перешли от фазы совместных исследований с крупными компаниями непосредственно к внедрению наших технологий, права на которые остаются у ИСП РАН. В 2009 г. у нас появился долгосрочный партнёр — Samsung, с которым мы организовали совместную лабораторию. Примером сотрудничества стал анализатор Svace, разработанный в ИСП РАН. Сейчас это основной инструмент статического анализа для поиска ошибок в исходном коде в Samsung. В то же время стало расти и число наших российских партнёров, началось многолетнее сотрудничество с такими компаниями, как «Вымпелком», «РусБИТех» и др. В рамках трансфера знаний мы начали создавать сети региональных лабораторий системного программирования: в 2008 г. — в Ереване, в 2009 г. — в Великом Новгороде, в 2019 г. — в Орле. Такой распределённый центр компетенций позволяет разделять ресурсы и знания, а также решать масштабные задачи в области разработки и внедрения ПО.
В 2015 г. к двум кафедрам системного программирования в МФТИ и МГУ присоединилась третья: базовая кафедра ИСП РАН в ВШЭ. Увеличился поток студентов. С 2016 г. Институт начал проводить ежегодные Открытые конференции, собирающие сотни участников. Мы значительно расширили список наших международных партнёров. В частности, с 2019 г. мы сотрудничаем с компанией Huawei, с которой созданы две совместные лаборатории.
Для иллюстрации нашего прогресса достаточно привести лишь некоторые статистические данные. По итогам 2019 г. объем привлечённого финансирования ИСП РАН составил более 800 миллионов рублей — это в 3 раза больше, чем 10 лет назад. В настоящее время доля договорных работ превышает 88% (причём половина — с российскими, половина — с зарубежными компаниями). Число сотрудников Института постоянно растёт и сейчас составляет более 400 человек. В настоящее время в Институте активизированы исследования в рамках таких перспективных направлений, как искусственный интеллект и анализ больших данных. Одним из главных направлений работы Института остаётся кибербезопасность. В настоящее время осуществляется переход от отдельных технологий к комплексным предметно-ориентированным платформам, которые нацелены на обеспечение технологической независимости страны. Это платформа жизненного цикла безопасного ПО (в частности, включает в себя статические анализаторы Svace и BinSide, инструменты динамического анализа ИСП Фаззер и Anxiety), а также платформа анализа текстов и социальных медиа (включает в себя фреймворк Talisman, платформу для извлечения семантики из текста Texterra, систему поиска SciNoon).
Наши технологии входят в Единый реестр российского ПО и внедряются в крупных мировых компаниях (Samsung, Huawei), а также на российском рынке («РусБИТех», ГосНИИАС и др.). При этом мы стараемся диверсифицировать риски, и никогда не опираемся только на бизнес и только на одного заказчика.
В области кибербезопасности ИСП РАН сотрудничает со ФСТЭК России в целях создания специализированных стандартов и методик. Кроме того, мы реализуем совместные проекты с крупными образовательными и научно-исследовательскими центрами (израильский Технион, тайваньский ITRI, Белградский университет и др.). В наших дальнейших планах — развитие междисциплинарных исследований (в этом году мы начали работать в сфере цифровой медицины), увеличение потока студентов, развитие предметно-ориентированных платформ.
За 25 лет существования Институт смог создать экосистему, обеспечивающую постоянную генерацию кадров и инноваций в области системного программирования. Наша бизнес-модель продемонстрировала успешную работу в самых разных условиях. Имеющийся технологический задел, кадровый потенциал, репутация и связи с индустрией позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее.